Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей

22 февраля 2012

Как самостоятельная отрасль законодательства защита прав потребителей возникла в России сравнительно недавно — в начале 90-х годов. До этого законодательство не выделяло потребителя как самостоятельную категорию рыночных отношений, и регулирование отношений с их участием осуществлялось общими нормами гражданского и иных отраслей законодательства.

Необходимость принятия в нашем государстве специального закона, направленного на защиту интересов всего населения, была вызвана тем, что действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, продавца (исполнителя), являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны прав и интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и просто ставили потребителя в фактическую зависимость от воли продавца (исполнителя, изготовителя), о равноправии сторон приходилось говорить только формально.

Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 года Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия специальных норм законодательства, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей»; в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу. Этот акт содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизмы реализации всех его норм, что было его важным достоинством. Закон «О защите прав потребителей» впервые в России был принят 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 7 апреля того же года.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, возмездным выполнением работ и оказании услуг, т.е. по поводу удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Несмотря на видимое отличие отношений по купле-продаже от отношений по поводу оказания разнообразных услуг, работ, они имеют определенные общие черты, что и дает возможность регулировать их в едином законе.

Вместе с тем купля-продажа и оказание услуг имеют некоторые существенные различия и специфические черты, которые не позволяют регулировать их в единых нормах.

Применение законодательства о защите прав потребителей показало его действенность, которое во многом основано на международных принципах защиты прав потребителей, устанавливает те же права потребителей, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Такое регулирование позволило в сложных экономических условиях Российской Федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей.

Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых российских законов. Важность закона не вызывает сомнения, его невозможно недооценить. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.

Проблема заключается в том, что люди имеют неполное представление о тех правах, которые закреплены в законе о защите прав потребителей. Он написан сложным юридическим языком, разобрать который способен не каждый.

Одним из вариантов решения указанной проблемы стало создание в нашей стране системы Центров информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей. На сегодняшний день в Республике Хакасия действует 6 консультационных пунктов для потребителей — в г. Абакане, г. Черногорске, г. Саяногорске, г. Абазе, в п. Шира и с. Аскиз.

В Консультационный центр РХ за 2011 года поступило чуть менее 8000 обращений граждан (7966), по результатам которых специалистами центра в защиту прав потребителей подготовлено 1315 претензий, 193 исковых заявлений и 261 заявление в контролирующие (надзорные) органы.

Наиболее острыми проблемами для жителей нашей республики по-прежнему остаются вопросы качества товаров как продовольственных, так и товаров промышленной группы: технически сложные товары, бытовая техника и мобильные телефоны. Что касается предоставления услуг, то наиболее актуальными являются проблемы взаимоотношений потребителей с кредитно-финансовыми учреждениями, в управляющими организациями при предоставлении услуг ЖКХ, а также с исполнителями при бытовом обслуживании населения.


Кол-во обращенийФинансовые услугиУслуги ЖКХБытовые услугиТехнически сложные товары,
т.ч. бытового назначения
Мобильные телефоныПродовольственные товары
12 мес. 2011 г8765113461228734475
12 мес. 2010 г276276413886457339
Прирост/ снижение+217%+85%-16%+38,6%+60,6%+40%

22.02.2012


Поделиться в соцсетях