Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию Роспотребнадзора по вопросу возможности размещения промышленных и иных объектов в границах санитарно-защитной зоны
21 февраля 2012 года в Верховном Суде Российской Федерации состоялось рассмотрение дела по заявлению о признании частично недействующим пункта 5.3 санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В соответствии с пунктом 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:
нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
В судебном заседании Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека были представлены исчерпывающие доказательства законности и обоснованности пункта 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и при этом отмечено, что в случае, если расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами выявлено превышение установленных гигиенических нормативов (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны и в зоне ближайшей жилой застройки, размещение вышеуказанных объектов в границах санитарно-защитной зоны не допускается.
Рассматриваемая правовая норма в системе действующего законодательства не может нарушать права работников предприятия на безопасные условия труда, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 №
Позиция Роспотребнадзора поддержана Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2012 по делу № ГКПИ11-2013 заявление о признании частично недействующим пункта 5.3 санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 оставлено без удовлетворения.
29.02.12