Информационные агентства недвижимости

21 августа 2017

Ежегодно в Консультационный центр по защите прав потребителей поступают обращения граждан, оставшихся неудовлетворенными результатами предоставленных им информационными агентствами недвижимости возмездных услуг. Данные обращения являются одними из самых распространенных и похожих по содержанию, периодически появляются в сети интернет, печатных СМИ и на телевидении.

В целях повышения правовой грамотности потребителей и содействия к осознанному и правильному пониманию предлагаемых им услуг на рынке аренды недвижимости, в данной статье попробуем разъяснить главный вопрос - в чем же особенность услуг, предоставляемых информационными агентствами недвижимости?

Ответ на данный вопрос «лежит, что называется на поверхности» - конечно же, в предоставлении заказчику информации и не более того. Типовые условия договоров на предоставление подобного рода услуг, как показывает практика, достаточно просты, похожи друг на друга, а зачастую абсолютно идентичны. Предмет таких договоров состоит в том, что по желанию «заказчика» и за определенную плату, как правило – 2000 руб., исполнитель согласно его источникам предоставляет информацию о жилой недвижимости, которая на момент обращения «заказчика», сдается в аренду. Информация, как показывает практика, представляется примерно в следующем формате: тип недвижимости (дом, квартира, комната), район города, номер мобильного телефона арендодателя.

В отдельных случаях указывается улица и номер дома. Точный адрес, а также Ф.И.О. арендодателя, как правило, заказчику не предоставляется, со слов сотрудников информационных агентств «в целях безопасности арендодателя». Случайно или нет, но, несмотря на наличие в таких договорах пункта, предусматривающего описание индивидуальных характеристик объекта недвижимости, что весьма существенно (например: тип недвижимости (дом, квартира, комната), количество жилых комнат (площадь), наличие лифта, степень благоустроенности, наличие бани, гаража, огорода, район города, наличие бытовой техники, мебели, интернета, стоимости аренды и пр.), как показывает практика, данная информация прописывается сотрудниками агентств весьма кратко, например: жилье (дом), район города (улица). Стоимость аренды указывается не всегда, хотя данное условие также является, без всяких сомнений, весьма существенным условием договора с агентством.

Содержание поступающих от заказчиков информационных услуг обращений, как уже было упомянуто выше, можно назвать очень типичными, и описать в нескольких словах – услуга оплачена, а конечного результата нет. Конечным результатом, который намерен получить «заказчик», является не информация и предварительный разговор с арендодателем, а заключение договора аренды с последующим заселением. Все обратившиеся в консультационный центр граждане рассказывают одинаковые истории примерно следующего содержания:

· встреча с арендодателем так и не состоялась, несмотря на все попытки, а назвать точный адрес места нахождения квартиры (дома, комнаты) арендодатель отказался;

· при очередном звонке арендодатель сообщил, что «квартира (дом, комната) уже сдана, прошу больше не беспокоить».

Бывают и отдельные случаи, когда потенциальный арендодатель таковым не является и заявляет, что никакого объявления не подавал, либо действительно размещал объявление с запретом на использование данной информации информационными агентствами, тем более, что объект уже сдан в аренду.

В такой ситуации у потребителя обычно возникают сомнения в добросовестности деятельности информационного агентства, ведь деньги оплачены за неполную информацию, оказавшуюся к тому же бесполезной. Согласно п. 3 ст. 10 ГК РФ (Пределы осуществления гражданских прав), в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 10 ГК РФ добросовестность информационных агентств недвижимости предполагается, пока не доказано иное. Ответ информационных агентств недвижимости на претензии неудовлетворенных качеством предоставленной услуги потребителей, как правило, один – Вам предоставлена информационная услуга, согласно условиям договора, подписанного вами как заказчиком на добровольных началах.

Типовые формы договоров на оказание информационных услуг по подбору жилья, сдаваемого в аренду, содержат зачастую оговорку о том, что исполнитель не несет ответственность за информацию, предоставляемую арендодателями, а также о том, что сам заказчик обязан своевременно звонить арендодателю и договариваться о будущей с ним встрече. Позиция юристов по данному актуальному вопросу защиты прав потребителей не однозначна. Одни считают, что услуга такого рода имеет право на существование, мнение же других сводится к тому, что она довольно условна и не должна ограничиваться только предоставлением информации, пусть даже вполне полной и достоверной.

Пользоваться ли услугами информационных агентств или нет, решать вам, самое главное, прежде чем вы примете решение подписать такой договор и оплатить услуги агентства, необходимо четко понимать, что предоставленная информация не является гарантией совершения сделки по найму (аренде) нужного вам жилья, а вернуть уплаченные вами деньги зачастую возможно только по решению суда, которое не всегда бывает в пользу истца.

На сегодняшний день альтернативой информационным агентствам недвижимости могут служить те агентства недвижимости и посредники, которые оказывают услуги прямого посреднического характера.

Стоимость услуг прямого посредничества (сопровождение), как правило, выше стоимости информационных услуг. Условия договоров на предоставление посреднических услуг также могут быть различными. Универсальным и проверенным правилом безопасности, уменьшающим все возможные при заключении любого договора риски, является элементарная осторожность, а именно – прежде чем подписывать договор и вносить оплату, внимательно изучите его условия.

Если вам что-то непонятно, попросите уточнить смысл условий договора и не бойтесь быть, что называется дотошным, ведь вопрос касается ваших денег. В том случае, если у вас имеется свое видение того, как должна предоставляться услуга, можно предложить будущему исполнителю внести определенные изменения в текст договора. Важно помнить, что устные переговоры – это устные переговоры, а текст есть текст. В крайнем случае, не будет лишним получить предварительную юридическую консультацию.


Поделиться в соцсетях