Особенности продажи товаров дистанционным способом

13 Декабря 2017

Современный этап развития потребительских отношений в настоящее время особую актуальность приобретает продажа товаров дистанционным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателей с товаром. 

Покупателям при осуществлении покупки товаров дистанционным способом необходимо знать условия и особенности, отличающие торговлю дистанционным способом от общепринятого заключения договора розничной купли-продажи.

Для этого сначала надо определить само понятие продажи товаров дистанционным способом.

Продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Продажа товаров дистанционным способом регулируется:

- Гражданским кодексом РФ;

- Законом РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

Основные положения механизма дистанционной торговли регулируются статьей 26.1 Закона и Правилами. Данные нормативные акты содержат специальные положения, определяющие порядок продажи товаров дистанционным способом.

Договор розничной купли-продажи дистанционным способом считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В чем же заключаются особенности и отличия продажи товаров дистанционным способом от других видов договоров розничной купли продажи товара?

Во-первых, главная особенность дистанционной продажи товаров в том, что у потребителя нет возможности воочию ознакомиться с товаром, а также образцом этого товара, т.е. покупатель не может потрогать, примерить товар. Ознакомление покупателя с предложенным продавцом описанием товара перед его покупкой осуществляется исключительно информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сетей почтовой связи и электросвязи, а также информации о товаре, содержащиеся в каталогах, буклетах на фотоснимках, рекламных объявлениях. Заключая договор, покупатель с продавцом не видят друг друга и не вступают в непосредственный контакт друг с другом, т.е. у покупателя нет возможности задавать продавцу возникающие вопросы относительно свойств приобретаемого товара. Следовательно, при заключении договора розничной купли-продажи товара дистанционным способом покупатель находится в значительно худшем положении, по сравнению с покупателем, который приобретает аналогичный товар в обычном магазине. В связи с этим покупателям, приобретающим товар дистанционным способом, законодатель вполне обосновано установил определенные нормы, которые расширяют возможности при заключении данной сделки.

Во-вторых, основное отличие дистанционного способа продажи от продажи товаров по образцам заключается в том, что при дистанционном способе продажи потребитель не имеет возможности непосредственно ознакомиться с образцом товара при заключении договора, а при продаже товара по образцу такая возможность имеется.

В-третьих, в отличие от норм статьи 10 Закона, предусматривающей общий порядок предоставление продавцом информации о товарах, при дистанционном способе продажи товаров установлено обязательное условие предоставление такой информации потребителю в момент доставки товара в письменном виде.

В-четвертых, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

При этом потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Отличительной особенностью также является механизм возврата товара надлежащего качества продавцу. Если купленный в магазине товар надлежащего качества, указанный в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, возвратить продавцу является проблемой, то данный Перечень к продажам товаров дистанционным способом не распространяется. Указанный Перечень содержит множество ограничений в части возможности обмена и возврата товара надлежащего качества. Например, это лекарственные препараты, приборы, технически сложные товары, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, животные и растения и другие товары.

Нередко продавцы пытаются его применить и в случаях попыток покупателя о возврате товара надлежащего качества, проданного дистанционным способом. Все ссылки продавца, отказывающего потребителю в удовлетворении законных требований о возврате такого товара, на Перечень, не состоятельны, поскольку ни статья 26.1 Закона, ни Правила не содержат ссылки на Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Вместе с тем, в судебной практике применяется и иное мнение. Например, в решении Советского районного суда г. Липецка одним из оснований отказа в удовлетворении иска о замене холодильника суд указал, что приобретенный истцом холодильник является технически сложным товаром надлежащего качества, а также отсутствие упаковки, поскольку упаковка является составной частью товарного вида холодильника и содержит все необходимые идентифицирующие сведения о товаре, а именно: наименование, марку, модель, артикул, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики (решение Советского районного суда г. Липецка по делу 2-7858/16 от 11.08.2016).

Следовательно, сохранение товарного вида и потребительских свойств является обязательным условием возможности возврата товара надлежащего качества.


Поделиться в соцсетях