Не всякая таблетка – лекарство!

17 мая 2013

Роспотребнадзор всерьез взялся за рекламу биологически активных добавок к пище (БАД), которые на телеэкране или в печатных СМИ «притворяются» лекарствами. Недавно ведомство выступило с разоблачением рекламы этой продукции известных фирм, которая заполонила многие центральные каналы, имеющие большую телевизионную аудиторию.

Биологически активные добавки к пище позволяют компенсировать дефицит микронутриентов в организме человека, которые восполнить с помощью продуктов питания невозможно. Не зря они называются добавками — то есть дополнением к пище. И хотя многие из них имеют таблетированную форму, что создает ассоциативное восприятие их в качестве лекарства (не без помощи рекламы), БАДы не предназначены для лечения. Однако некоторые производители и поставщики, используя средства массовой информации, как сообщает Роспотребнадзор, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах биологически активных пищевых добавок — рекомендуют их применение в качестве лечебных препаратов или указывают область применения, не соответствующую свидетельству о государственной регистрации.

БАДы не подлежат обязательной сертификации. Они проходят государственную регистрацию, которую проводит Роспотребнадзор. В свидетельстве о государственной регистрации указываются только источники биологически активных веществ (аминокислоты, жирные кислоты, витамины, минеральные вещества и т.п.). Пункта о сфере применения БАДов в этом документе нет. Однако некоторые производители нашли лазейку через многочисленные системы добровольной сертификации продукции, декларируя заведомо ложные лечебные эффекты БАДов. В результате это развязало руки недобросовестным участникам рынка – они стали позиционировать биологически активные добавки к пище в качестве продукции, обладающей лечебными свойствами. И такие случаи в последнее время участились.

Так, на центральных телевизионных каналах рекламируется биологически активная добавка к пище ЗАО «Эвалар» «Ци-Клим», зарегистрированная Роспотребнадзором в качестве биологически активной добавки к пище для женщин в климактерическом периоде – она содержит тритерпеновые сапонины. В то же время ЗАО «Эвалар» зарегистрировало «Ци-Клим» в качестве лекарственного средства. Используя этот зонтичный бренд, закрытое акционерное общество, как сообщает Роспотребнадзор, в нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей» заведомо вводит в заблуждение покупателей, используя одно и то же наименование как для БАДов к пище, так и для лекарственного средства. Немудрено запутаться в них.

Другой пример — «Пустырник Форте» производства ЗАО «Эвалар», который зарегистрирован в качестве дополнительного источника витамина В6, магния и иридоидов. В телевизионной рекламе указанная добавка преподносится в качестве успокаивающего средства, так как в названии БАДа используется наименование лекарственного средства, оказывающего успокаивающее действие.
Третий пример. Биологически активная добавка к пище «АД Минус» производства ЗАО «Эвалар» зарегистрирована в качестве источника флавоноидов, содержащего дубильные вещества. В рекламе в СМИ сообщалось: БАД «АД Минус» содержит экстракты красных соцветий гречихи и сушеницы, которые, сочетаясь в одной таблетке, усиливают действие друг друга, что помогает защищать сосуды и тем самым предупредить повышение и скачки артериального давления.
Четвертый. Биологически активная добавка к пище «Инулин Форте ЭВАЛАР» производства ЗАО «Эвалар» зарегистрирована в качестве источника инулина. В отдельных печатных изданиях указывалось, что для снижения риска развития сахарного диабета и возникновения его осложнений «необходимо соблюдать сбалансированную диету. Значимой частью такой диеты могут стать препараты на основе растений, давно и успешно применяемых для снижения уровня сахара в крови». И одно из таких средств — «Инулин Форте». Кроме того, регулярный прием «Инулина Форте» поможет нормализовать уровень сахара в крови, улучшить углеводный обмен и снизить риск развития сахарного диабета.
Впрочем, пора перейти и к продукции других производителей. Биологически активная добавка к пище «Тонгкат Али Платинум» производства «Polens (M) SDN. BHD.», Малайзия, зарегистрирована в качестве источника гинзенозидов, содержит стероидные сапонины и деценовые кислоты. В телевизионной рекламе эта добавка в нарушение требований Закона «О рекламе» (ст.5 ч.3. п.10) позиционируется как препарат, который «позволяет каждому мужчине быть успешным, уверенным в себе, иметь максимум сексуальной энергии и радовать», что несвойственно для БАДов к пище. После просмотра рекламы этого средства у потребителя создается представление о том, что указанный препарат используется при лечении эректильной дисфункции. Эффективность упомянутых средств, как предупреждает
Роспотребнадзор, ничем не подтверждена, а подобные рекламные обещания, с точки зрения права, квалифицируются как введение в заблуждение потребителей. К сожалению, эти примеры – не единичны.

В рамках своих полномочий глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко подписал приказ, меняющий порядок регистрации биологически активных добавок к пище. Отныне к регистрации будут допущены только те БАДы, которые не содержат ингредиентов, включенных в Государственную фармакопею (сборник официальных документов, устанавливающих нормы качества лекарственного сырья — медицинских субстанций, вспомогательных веществ и т.п.) и прочих, не имеющих традиций пищевого применения.

Депутаты пошли дальше. Прошли парламентские слушания «Совершенствование законодательного регулирования в сфере обращения биологически активных добавок к пище на территории Российской Федерации». И, нужно сказать, здесь шли нешуточные дебаты. На них звучали призывы навести порядок с терминологией. БАДы – ликвидировать как класс, само понятие. В классификации вернуться к прежним обозначениям, поделив добавки на две группы: диетические добавки, или нутрицевтики и парафармацевтики — вещества, близкие по составу и действию к лекарственным препаратам. А значит, последние должны проходить клинические исследования, как и лекарства. Депутаты предложили дифференцировать системы регистрации и обращения диетических добавок (нутрицевтиков) и парафармацевтиков, а также ужесточить требования к рекламе этой продукции. Конечно, все это потребует изменения законодательной базы, принятия новых правовых актов.

По этим и другим вопросам просим обращаться в Центр информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия», дадим разъяснения и консультации по применению потребительского законодательства в различных секторах потребительского рынка по телефону (83902) 35-77-63, а также на личном приеме по адресу: г. Абакан, ул. Ленина д. 66, режим работы с 8:00 до 17:00 часов, обеденный перерыв с 12:00 до 13:00 часов.




Поделиться в соцсетях