Умственный труд, его физиологические особенности. Меры профилактики умственного утомления.
Виды умственного труда:
1. Операторский – управление машиной, технологическими процессами:
- операторы-наблюдатели;
- операторы-исполнители;
- операторы-технологи;
Характеризуется большой ответственностью, перенапряжением.
2. Управленческий – руководители предприятий, преподаватели.
Характеризуется большим объемом информации, дефицитом времени, личной ответственностью, широким кругом знаний.
3. Творческий – артисты, композиторы, научные работники. Напряжение внимания, памяти.
4. Труд мед. работников. Характеризуется большой ответственностью.
5. Труд учащихся и студентов. Напряжение основных психических функций (память, внимание, восприятие), наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Физиологические особенности умственного труда: обостряется внимание, память, сопровождается вегетативными изменениями, повышается кровообращения мозга, изменяется биоэлектрическая активность мозга, повышается ЧСС, АД, ЧД, повышается уровень сахара. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения «тестовых задач» и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
Напряженность труда – эмоциональная нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.
Критерии напряженности: внимание, длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов в 1 ч., эмоциональное напряжение, сменность, продолжительность рабочего дня, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность, монотонность нагрузок. Общая оценка напряженности трудового процесса оценивается по 23 показателям.
Условия, способствующие повышению умственного труда:
1. в работу следует «входить» постепенно.
2. необходимо соблюдать определенный ритм работы
3. последовательность и систематичность в работе
4. правильное чередование умственного труда и отдыха
5. упражнение и тренировка
6. комплексы психофизиологических нагрузок
И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых — одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.
Меры борьбы с развивающимся утомлением:
1. Своевременное назначение отдыха — активного или пассивного, при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, например, 3—5 минут в среднем, дает положительный эффект.
2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями.
3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесообразно снизить мощность выполняемой работы.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС — например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа головы, лица, шеи, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика
Правильное чередование ритма труда и отдыха - наиболее рациональный метод организации умственной деятельности, который способствует сохранению на долгие годы творческих сил человека и его физических возможностей. Выполнение всех этих несложных рекомендаций будет способствовать увеличению продуктивности умственного труда и поможет избежать нарушений в состоянии здоровья человека, связанных с его утомлением в процессе умственной деятельности.