К 100-летию Госсанэпидслужбы России. Из воспоминаний Зайцевой Надежды Николаевны

08 июля 2022

Зайцева Надежда Николаевна - заслуженный врач Российской Федерации. Стаж работы в санитарной службе более 40 лет. Почти половина вековой истории санитарно-эпидемиологической службы прошла на ее глазах.

«Гигиена труда – один из интереснейших разделов во всей деятельности санитарной службы. Это и есть залог успеха в профессии, что мне всегда было это интересно».

Зайцева Надежда.jpg

Надежда Николаевна Зайцева

Из воспоминаний Надежды Николаевны Зайцевой: «31 августа 1966 года в 11 утра я приехала поездом из Красноярска в Абакан после окончания санитарно-гигиенического факультета Пермского государственного медицинского института. Мы были первым набором после длительного перерыва. Кто-то в свое время посчитал, что в санитарных врачах у нас нет нужды. На вокзале меня как молодого специалиста встречали. Меня тогда спросили: «Где Ваши вещи?». А я смотрю в изумлении и говорю: «Какие вещи? Вот мой чемоданчик, там две-три вещички, сумка и еще чемоданчик с книгами. Вот весь мой багаж». Вот так я приехала в Хакасию.  Валентина Гавриловна Райм, первый главный врач в моей трудовой биографии спросила: «Кем бы Вы хотели работать?». А я растерялась и говорю: «Врачом по коммунальной гигиене, раздел «Охрана окружающей среды». На что Райм ответила, что у них уже есть врач по данному профилю и она ведет все: от бань и парикмахерских до очистных сооружений. И мне предложили стать заведующей эпидемиологическим отделом. Моя трудовая деятельность в Хакасии началась с расследования вспышки дизентерии в детском саду. Только через полтора месяца у меня появилась возможность работать тем, кем хотела – врачом по гигиене труда.

В конце 60-х годов прошлого века Хакасия представляла большую строительную площадку: только что отвели створ для строительства Саяно-Шушенской ГЭС, строился комбинат «Саянмрамор» по разработке мрамора и гранита, интенсивно развивались предприятия стройиндустрии, чтобы осуществлять возведение промышленных объектов. Отсюда создание завода крупного домостроения, бетонных заводов: на СШГЭС построены большой и малый бетонные заводы, которые входили в состав Управления карьеробетонного хозяйства.  Интенсивно развивался Абакано-Черногорский промузел: трикотажная, обувная фабрики, фабрика первичной обработки шерсти, комбинат искусственных кож, камвольно-суконный комбинат. Строилась и новая швейная фабрика в Абакане, Сорский молибденовый комбинат, Тейский рудник и другие предприятия.

Зайцева_СШГЭС.jpg 

1985 г., санитарные врачи Зайцева Н.Н. и Лядов А.М., инженер санитарно – гигиенической лаборатории Спиридонов А.А. на строительстве Саяно – Шушенской ГЭС.

Одно из самых ярких воспоминаний – строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Для строительных нужд на правом берегу Енисея возвели бетонные заводы (малый и большой). Была поставлена задача осуществлять надзор как за условиями труда работающих, так и при последующей эксплуатации. Когда пошел большой бетон, была очень высокая запыленность в воздухе рабочей зоны. По результатам проведенных лабораторных исследований запыленность превышала норму в десятки раз, а иногда и в сотни. После получения результатов исследований, показавших превышение нормативов по шуму, вибрации, запыленности, перед руководством предприятия нами был поставлен вопрос о проведении оздоровительных мероприятий: пылеподавление, укрытие, аспирация. Как положено, оформили акт и выдали предписание, в котором устанавливался конкретный срок устранения нарушений.  При повторной проверке предписания было установлено, что основные мероприятия не выполнены. Ничего другого не оставалось, как приостановить эксплуатацию бетонных заводов.  На месте оформили всю необходимую документацию. В те годы можно было закрыть завод лишь одной подписью врача, никаких согласований не требовалось, даже с Главным государственным санитарным врачом. Установили узел для опломбировки, чтобы приостановить эксплуатацию. Нашли. Завод остановили, стройку СШ ГЭС - тоже. Пришлось задержаться на заводе на трое суток. Спросили: «Когда откроете?». Ответила: «Как сделаете, выполните предписание, так и откроем. Сделаете через месяц - через месяц откроем, через неделю - то через неделю, через три часа сделаете - через три часа откроем». Выполнили через три дня. И тогда все поняли, что санитарная служба слов на ветер не бросает.

Еще одним ярким этапом в моей профессиональной деятельности отмечаю Коммунаровский рудник. Благодаря предписаниям санэпидслужбы была изменена технология извлечения золота, что привело к ликвидации ртутной интоксикации среди рабочих обогатительных фабрик.  

Когда я впервые приехала на рудник, была поражена, что металлическую ртуть, которая испаряется при комнатной температуре, наносили на металлические листы и женщины вручную растирали ее на листах. Меня, кончено, насторожило, что в воздухе рабочей зоны обнаружено содержание паров ртути, превышающее ПДК в десятки раз, а заболеваемость не регистрировалась. Подняли вопрос по прохождению медицинских осмотров рабочими, в том числе с проведением лабораторных исследований на содержание ртути в моче и крови. Только за первый год мы выявили 54 случая хронического ртутной интоксикации. На основании полученных данных нами было предложено заменить технологию извлечения золота. Важно было исключить ртуть. Новую технологию внедряли долго, порядка 5-7 лет. Большую работу провела наша санитарно-гигиеническая лаборатория по определению вредных факторов в подразделениях рудника, без которых было бы сложно доказать их влияние на здоровье работающих».

Из статьи Надежды Николаевны «Опыт оздоровления условий труда рабочих, соприкасающихся с ртутью, на золотообогатительных фабриках» в журнале «Гигиена труда и профессиональные заболевания», №3, 1980 г.: «На основании изучения условий труда санэпидемстанцией были предложены оздоровительные мероприятия, которые частично выполнены. Процесс внутренней амальгамации изолирован в отдельное помещение, установлены автоматические питатели и дозаторы для заливки ртути в бегунную чашу, изолирован процесс отпарки амальгамационных листов, проведено обезвреживание залежной ртути, реконструирована вентиляция…. Радикальным мероприятием оздоровления условий труда на фабрике явилось исключение из технологии извлечения золота процесса наружной амальгамации.

Зайцева_Абаза.jpg 

2008, санитарные врачи Зайцева Н.Н. и Лядов А.М., Евразруда, г. Абаза

В результате внедрения указанных выше мероприятий резко снизилась загрязненность производственной среды ртутью. Так, в воздухе основных переделов фабрики пары ртути в настоящее время не обнаруживаются, при внутренней амальгамации ртуть определяется в относительно низких пределах. На протяжении последних 5 лет резко снизилось число случаев с проявлениями микромеркуриализма».

Надежда Николаевна вспоминает: «Когда я отработала год, приехала на свою кафедру, мне мой преподаватель сказал: «Если хочешь стать хорошим специалистом, то начинать нужно с изучения технологии производства. Каждое предприятие имеет свою особенность, свою специфику, вы должны изучить процесс от начала и до выпуска готовой продукции. В процессе определить все вредные факторы, их уровень, меры по снижению и доведения до нормы, и самая главная задача – организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Потому что в итоге это все выливается в здоровье работающего человека.  Если ты как врач пройдешь весь этот путь, то тогда из тебя будет врач-специалист». Эти слова и стали моим главным ориентиром в профессии.

Источник: Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия


Поделиться в соцсетях