К 100-летию Госсанэпидслужбы России. Из воспоминаний Козлова Александра Васильевича

20 июля 2022

Козлов Александр Васильевич - заслуженный врач Республики Хакасия, награжден почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, памятной  медалью  «90 лет Госсанэпидслужбе России», орденом «За заслуги перед Хакасией».

Александр Васильевич 34 года проработал в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы Хакасии, в том числе с 1986 по 1991 гг. главным врачом Абаканской городской санитарно-эпидемиологической станции, с 1991 по 1994 гг. главным врачом Центра госсанэпиднадзора в г. Абакане, с 1994 по 2005 гг. – главным врачом ФГУ «Центр госсанэпиднадзора по Республике Хакасия», главным государственный санитарным  врачом по Республике Хакасия. С 2005 по 2013 гг. – руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия, главный государственный санитарный врач по Республике Хакасия.


Козлов А.В..jpg

«О пути в профессию и работе в 90-е годы…»

Из воспоминаний Козлова Александра Васильевича: «В медицине я с 15 лет. После окончания медицинского училища пошел в армию, где столкнулся с армейскими эпидемиями, вспышками, где увидел работу армейских эпидемиологов и санитарных врачей. Это меня впечатлило.

После армии поступил в Пермский медицинский институт. Сомневался на какой факультет поступать – на лечебный или санитарно-гигиенический. На вступительной комиссии я встретился с тремя своими коллегами по медицинскому училищу и одним сослуживцем, они-то меня и уговорили поступать на сангиг. И я не пожалел. После окончания института в 1979 году по всесоюзному распределению оказался в Хакасии. Крайними точками были Сибирь – Красноярский край и Хакасия – и Дальний Восток. Дальний Восток мне уже был знаком, я служил там и мне не понравилась их переменчивая погода: то шторм, то ветер, то наводнение. А из Хакасии со мной служил один товарищ, он мне немного рассказал об этом крае. С нашего выпуска в Красноярский край приехало 15 человек, 9 из которых непосредственно в Хакасию.

Клара Георгиевна Абдина, в те годы возглавлявшая Хакасскую СЭС, также в большой степени поспособствовала моему приезду на юг Красноярского края. Клара Георгиевна приехала к нам на 6 курсе на распределение. Меня она «сосватала» главным врачом в Аскиз. По прибытию в Хакасию мы с моим однокурсником Александром Герлингером поменялись местами – он уехал в Аскиз работать главным врачам, а я остался в Абакане врачом по промышленной гигиене.  Так я отработал первые три года.

Мои первые впечатления от Хакасии… Мы с женой приехали сюда в августе и мне все очень понравилось, особенно природа. Но зима! Я был возмущен! В Пермском крае, где я жил, сугробы выше человеческого роста. А в Хакасии – пыль зимой, черная земля от копоти. Отсутствие снега. Я думаю: «Как так, зимой и на лыжах не походишь?».

Я сделал попытку даже уехать в другой регион.  Во Владимире, где у меня жили родители, мне предложили поменять специализацию на участкового терапевта, мест для санитарных врачей и эпидемиологов не было. В Пермском крае был избыток местных выпускников. В другие города я не захотел ехать. Да и проблемы с документами были. По всесоюзному распределению я должен был отработать три года. А потом работа она везде работа, к ней у меня вопросов не было.

В первое время было много бытовых сложностей. Когда мы с женой приехали в Хакасию, главный врач Абаканской СЭС Володин Юрий Федорович сказал, что для нас забронирован номер в гостинице. Мы там прожили неделю, потом нам выставили счет. Оказалось, что оплачивать проживание я должен был из личных средств. После разговора с главным врачом вопрос с оплатой был урегулирован. Нам предоставили другое жилье. Из удобств только освещение – лампочки в комнате, на кухне и в туалете. Плиты нет, холодильника тоже. Мы купили кипятильник и трехлитровую банку, чтобы готовить еду. Так мы прожили две недели, потом нас попросили съехать. Выяснилось, что нас с женой посели незаконно. Пришлось обращаться к главному врачу областной СЭС Абдиной Кларе Георгиевне, чтобы нам предоставили жилье. Выделили помещения на ул. Жукова, 5, где сейчас располагается паразитологическая лаборатория Центра гигиены и эпидемиологии, там же у меня родилось двое детей. Так прожили до февраля 1984 года.

Помню свой первый объект, на который поехал с проверкой. Это был строящийся Абаканвагонмаш. Я пришел к главному инженеру с деловым видом и попросил посмотреть проектную документацию. Он спросил: «Ты давно работаешь?». Ответил: «Да вот, недавно». Он сказал: «Пойдем». Заходим в огромную комнату, которая полностью забита проектной документаций. Говорит: «Выбирай!». Человек с юмором был. Проект сложный, да и строительство тоже. Во-первых, в эксплуатацию вводились плановые и внеплановые объекты. Должен был быть вагоностроительный завод, а построили корпус вспомогательных цехов, на базе которого выпускали платформы для контейнеров. Контейнерный завод урезали, сталелитейный завод вообще не стали строить -  был отрыт только литейный цех.

Также застал эксплуатацию трикотажной фабрики. С точки зрения гигиены труда – это был тяжелый объект. Сплошная химия, влажность, вредные условия работы.

О работе в 90-е годы. В 1986 году меня назначили Главным врачом Абаканской СЭС. Уговорила меня Орешкова Лариса Ивановна, второй секретарь Горкома партии. Приказ о моем назначении был подписан за один день. Это были непростые времена - постоянные вспышки кишечных инфекций, болели целыми улицами, детскими коллективами. Эпидемиологи в каждом случае находили источник – как правило, это были либо водопроводная вода или фляжное молоко, но к сожалению, в большинстве случаев руки у санитарной службы были связаны. Радикально сделать мы ничего не могли. Наши постановления о закрытии, о наложении штрафа в большинстве случаев оставались только на бумаге. Были конечно и прецеденты закрытия предприятий через суд.

В конце 90-х мы начали строительство здания на Жукова, в котором сейчас размещается Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия. В 1997 году главный бухгалтер Галанина Тамара Ивановна была в командировке в Москве, где регионам было объявлено о возможности проводить зачеты по задолженностям предприятий в федеральный бюджет. Потребность в новом здании для санитарной службы была острая, помещений не хватало.  В это же время была необходимость в строительстве здания СЭС в г. Саяногорске. Договорились с предприятиями Хакасии. Оформили необходимые документы и начали строительство нового здания в Абакане и параллельно проводить реконструкцию купленного помещения в г. Саяногорске.    Галанина Т.И. и главный бухгалтер ЦГСЭН по г. Саяногорску были командированы в столицу для оформления взаимозачетов и финансирования. Все эти документы необходимо было подписать у министра финансов Касьянова Михаила Михайловича. Несмотря на тысячную очередь они попали на прием и получили нужные подписи, для этого купили лестницу и по договоренности влезли в окно одного из кабинетов. Пробыли они в командировке больше месяца. Здание на ул. Жукова, 5А построили сравнительно быстро, в декабре 2000 года все работы были завершены. Пожалуй, одним из самых сложных этапов было разработать проект здания, все делалось буквально «с колес».  Прошло уже 22 года, так что можно считать, что тогда мы все сделали правильно.

90-е годы – это и время внедрения в лабораторную базу новых технологий. Появились новые методы исследований. Из-за отсутствия необходимого финансирования, это все проходило сложно. Были периоды, когда по три месяца людям не платили заработную плату. Приходилось по-разному выходить из этой ситуации, иногда и с последующими неприятностями. Но надо было как-то жить.  Мы постоянно ругались с заведующей вирусологической лабораторией Хвостовой Ниной Александровной по объемам необходимого финансирования. Она требует оборудование и тест-системы, а я говорю, что на это денег нет. Но несмотря на все сложности работа шла и наша лабораторная база обновлялась, внедрялись новые исследования, которые в республике до нас никто не делал. Мы были первыми в республике, кто начал проводить исследования на гепатиты, корь, краснуху, энтеровирусы и «клещевые» инфекции. Позднее, в 2004 году мы начали проводить лабораторные исследования ПЦР-методом. И здесь мы тоже были первыми.

Вообще в 90-е годы несмотря на отсутствие финансирования материально-техническая база довольно неплохо развивалась благодаря инициативе центров Госсанэпиднадзора. Так, за счет хозрасчетных средств был построен лабораторный корпус, приобретено и отремонтировано административное здание Черногорского Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. За счет смешанного финансирования построено здание в Абазе. Главные врачи этих учреждений проявили себя как великолепные организаторы и преданные энтузиасты своей профессии.

Козлов А.В. с коллективом.jpg

17 августа 2009 года, авария на Саяно-Шушенской ГЭС.  Это был сложный период, но мы точно знали, что нужно делать. Я ехал на планерку в Правительство республики, было полвосьмого утра, когда мне позвонил Мосин Сергей Николаевич, главный врач Центра гигиены и эпидемиологии в г. Саяногорске: «Александр Васильевич, у нас пошли слухи, что проблемы с плотиной». Я доложил информацию заместителю председателя Правительства Хакасии и без десяти восемь утра выехал к месту аварии. Сразу же позвонил Онищенко Геннадию Григорьевичу, Главному государственном санитарному врачу Российской Федерации. Когда приехал, на ГЭС не пускали, на станцию попал только вечером. Все задействованные службы были на месте. За несколько дней удалось наладить системную работу. Нашей задача было организовать контроль за качеством воды в реке Енисей и прилегающих реках, так как в воду попало большое количество нефтепродуктов. Мы также контролировали качество питания и условия проживания спасателей, ликвидаторов последствий аварии. Работы было много. Особенно было критично в Саяногорске, Майна и Черемушки, так как там располагаются водозаборы. Там нужно было организовать подвоз качественной питьевой воды населению, медицинскую помощь, осуществлять контроль за социальными объектами. Не все было гладко, люди работали на износ. Проведен огромный объем лабораторных исследований, мы отправляли пробы в референс-центры в Москву, Новосибирск, Красноярск. Благодаря нашей работе удалось избежать массовых токсических отравлений, бактериальных и вирусных заболеваний среди тех, кто работал на месте аварии, и в целом сохранить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения региона.  

Что запомнилось за годы работы? Много было вспышек инфекций, которые сложно расшифровывались: Абаза в конце 90-х годов, детский сад «Елочка» в г. Абакане в мае 2008 года. В каждом случае наши эпидемиологи и санитарные врачи работали практически в круглосуточном режиме, были задействованы все лабораторные мощности, привлекались специалисты из соседних территорий и необходимые референс-центры.

И еще один, так сказать, «махровый» случай. В одной из хакасских деревень умерло три человека от дизентерии.  Приехали на место и увидели полную антисанитарию. Руки в домах помыть негде и нечем. В школе всего один рукомойник, дети немытыми руками угощают друг дуга орехом, осень как раз была. Болеет половина деревни. С эпидемиологом заставили поставить в школе 30 штук рукомойников, ведра с раствором хлорки возле каждого входа, а ручки дверей обмотать марлей и поливать их хлоркой. Запретили детям приходить в школу с орехами.

Кто был учителем в профессии? В первую очередь жизнь. Первый мой учитель по промышленной гигиене - Зайцева Надежда Николаевна, заведующая отделением по промышленной гигиене в областной СЭС. По всем вопросам консультировался только с ней. Наставником в эпидемиологии была Апаносович Надежда Васильевна, в последующем Батькова Тамара Васильевна.

Нет ли сожаления, что я стал санитарным врачом? Нет, бывало иногда, конечно, разочарование, но а в целом нет. Жизнь состоялась».

Источник: Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия


Поделиться в соцсетях