К 100-летию Госсанэпидслужбы России. Из воспоминаний Лесникова Сергея Николаевича
Лесников Сергей Николаевич – главный врач Абаканского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» в период с 1993 по 2019 год.
В учреждениях санитарно-эпидемиологической службы по железнодорожному транспорту С.Н. Лесников отработал 36 лет, приехав в Абакан в 1982 году по распределению после окончания Иркутского государственного медицинского института. Первая должность Сергея Николаевича - врач по промышленной санитарии Железнодорожной санитарно-эпидемиологической станции на станции Абакан.
В 1987 году С.Н. Лесников стал заведующим санитарным отделом. А еще через 5 пять лет вступил в должность главного врача Отделенческой санитарно-эпидемиологической станции ст. Абакан, которая в дальнейшем была переименована в Абаканский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». На этой должности Сергей Николаевич проработал 26 лет до 29 декабря 2018 года, когда с почётом ушел на заслуженный отдых.
Труд Сергея Николаевича Лесникова отмечен Благодарностью Министерства здравоохранения Российской Федерации (2002 г.), Почётной грамотой ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» (2008 г.), а также Памятной медалью в честь 90-летия Государственной санитарно-эпидемиологической службы России (2013 г.).
С.Н. Лесников в рабочем кабинете, 2013 г.
Из воспоминаний Сергея Николаевича Лесникова: «С выбором профессии мне помогла определиться классный руководитель, вернее её сыновья: один работал лечебным врачом, а второй учился на санитарного. Вот второй сын и заинтересовал меня, провел экскурсию по Иркутскому мединституту, рассказал, что и как. После обучения я собирался поехать работать в город Енисейск, но в итоге все же выбрал Абакан.
Знаю, что некоторым трудно устраиваться на новом месте, но у меня всё было прекрасно. В курс дела меня ввёл помощник санитарного врача по гигиене труда Борис Порфирьевич Чихирин. Он после медучилища, таким же молодым, как и я, пришел на службу и всю жизнь проработал там. Вот он мне всё рассказывал, помогал. Тогда у нас работы было очень много: в зоне нашего внимания были все станции от Междуреченска до Саянской. Потом ветку еще продлили - почти до Тайшета. Работая на должности заведующего санитарным отделом, раз в месяц мы с сотрудниками лабораторий обязательно выезжали на какое-нибудь предприятие и проводили замеры вредных факторов на рабочих местах. Среди профессиональных заболеваний работников железнодорожного транспорта, чаще всего отмечалась тугоухость из-за шума и вибрации, бывали отравления.
Каждый год на железной дороге проводились учения по гражданской обороне. У нас была группа химической разведки, мы работали в районе расположения восстановительного поезда на железнодорожном вокзале, где определяли зону заражения.
Полученные знания и опыт удавалось применить в работе. Например, выезжали в Ташебу на утечку опасного вещества. Тогда при движении состава разбилась ёмкость с каким-то лакокрасочным веществом. Мы выезжали на место происшествия, делали замеры.
Участвовали также в ликвидации последствий сходов с рельсов подвижных составов с опасными грузами. Особенно запомнилась авария в Бирикчуле, когда разлилась серная кислота. Мы тогда делали замеры вредных веществ в воздухе, брали на анализ пробы воды в колодце, в реке. После проведенной нейтрализации пролитого вещества проводили контрольные замеры почвы и воды. На моей памяти это была самая большая авария поезда с опасным грузом.
Каждый квартал в составе комиссии под руководством начальника Отделения железной дороги мы объезжали каждую станцию с плановым осмотром, каждые полгода такую проверку проводили с участием начальника Управления ж/д дороги. Поездка по маршруту Междуреченск-Аскиз-Абакан-Кошурниково и далее занимала около недели.
В 1993 году меня назначили на должность главного врача Абаканского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». Эта работа мне особенно нравилась, несмотря на то, что в 90-ые годы были сложности, особенно с финансированием, да и время было не очень спокойное. Под моим руководством работали санитарно-гигиенический отдел, эпидемиологический отдел, бактериологическая и химическая лаборатории, санитарно-контрольный пункт и отдел профилактической дезинфекции. Приобреталось новое современное оборудование, внедрялись новые технологии.»
Коллектив Абаканского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», 2013 г.
Вспоминаются интересные случаи в работе: один раз нам пришлось исследовать воздух на наличие паров ртути. И было это из-за того, что жители станции Аскиз нашли в болоте игнитроны. Это выпрямители переменного тока, которые использовались на советских электровозах. Игнитроны содержат в своем составе ртуть и ее соединения, поэтому представляют опасность для здоровья. Чтобы извлечь их из болота была проведена специальная операция. Наша служба производила замеры и исследования воздуха. Всё закончилось благополучно. В настоящее время данное оборудование в работе электровозов уж не используется.
Или другой случай, когда пришлось закрыть ведомственный летний пионерский лагерь из-за вспышки кишечной инфекции. Сначала руководство лагеря пытались справится своими силами, но, в связи с возникновением массового распространения заболевания, были вынуждены сообщить в наш филиал о сложившейся ситуации. Кажется, это произошло в выходные дни. Мы всем коллективом выехали в лагерь, работы было очень много, особенно для лаборатории: взяли много проб, провели анализы, установили, что возбудителем инфекционного заболевания являлись сальмонеллы. Затем организовали дезинфекцию лагеря. Сложность заключалась еще в том, что из-за инцидента лагерная смена закончилась на три дня раньше и детей нужно было отправить домой раньше срока. А жили они от Междуреченска до Тайшета. Но справились и с этим.
Когда-то у нас в Абакане формировались пассажирские составы на Москву, Красноярск, Новокузнецк. Возле железнодорожного вокзала был санитарно-контрольный пункт (СКП). Все составы перед отправкой необходимо было проверить. Для этого создавалась специальная комиссия, которая осматривала составы на готовность выхода в рейс. На СКП также брали на анализ питьевую воду из вагонов, из заправочных колонок, проверяли вагоны-рестораны и др.
С 1987 года у нас в пользовании появился автомобиль ГАЗ с дезинфекционной камерой. Эта камера была очень востребованной: обрабатывали постельное бельё в пионерских лагерях, ездили в детские сады, выезжали по очагам. С помощью дезкамеры мы проводили очень большую работу.
Из праздников – дружно отмечали День медика. Всей организацией выезжали на природу, на берег Абакана. Организатором поездки обычно выступал профсоюзный комитет. У нас вообще была активная профсоюзная жизнь: разбирали обращения в профком, готовили подарки к новому году детям сотрудников, распределяли путевки в Дома отдыха и пионерские лагеря и делали многое другое.
С большим теплом вспоминаю своих соратников по службе – Бориса Порфирьевича Чихирина, Сергея Викторовича Юсаха, Михаила Яковлевича Кистанова, Светлану Александровну Митрофанову, Аксинью Аниковну Зиборову, Тамару Петровну Колесник, Тамару Андреевну Батуеву и других.
Коллектив был большой, стабильный, текучки не было. Комфортно было работать с нашим химиком Валентиной Павловной Горковенко. Её трое дочерей пошли по её стопам - тоже выбрали медицинские специальности. Старшая стала провизором, средняя – санитарный врач, а младшая – стоматолог.
В целом я доволен своей работой, сейчас на пенсии даже немного скучаю».
С.Н. Лесников, 2022 г.